Технические средства наложения атрибутов таможенного обеспечения и определения их целостности

 

 

К атрибутам наложенного таможенного обеспечения принято относить свинцовые и пластмассовые пломбы, клейкие ленты и замки разового действия. Атрибуты таможенного обеспечения на­кладываются таможенной службой на все виды грузовых упако­вок: ящиков, коробок, контейнеров, грузовых отсеков транспорт­ных средств, ёмкостей и других прошедших таможенный досмотр и направленных для перемещения через границу, а также на отп­равки "таможенных грузов" (товаров или транспортных средств, в отношении которых таможенное оформление не завершено), в том числе транзитных товаров, на которые распространяется процедура внутреннего таможенного транзита ВТТ.

Постановка атрибутов таможенного обеспечения имеет сво­ей целью обеспечение невозможности извлечения из опечатанных мест грузовых упаковок, транспортных средств или контейнеров внутренних вложений без повреждения наложенных таможенных обеспечении.

Наиболее распространённым видом наложения таможенного обеспечения является пломбирование, т.е. постановка пломб, которые с помощью специальной отожжённой пломбировочной про­волоки и пломбиратора с определённой комбинацией отличитель­ных знаков навешиваются на досмотренное место или "таможен­ный груз".

 

Образцы навешивания свинцовых и пластмассовых пломб с двумя параллельными отверстиями и  камерой.

Рисунок. 4.1.

 

На Рис.4.1 представлены образцы навешивания свинцовых и пластмассовых пломб с двумя параллельными отверстиями и  камерой. Криминалистическая и таможенная практика фиксируют следующие основные способы несанкционированного вскрытия свинцовых и пластмассовых пломб:

- пломбировочная проволока разрезается вблизи одного из отверстий пломбы и пломба снимается; при повторном навешива­нии (восстановлении) обрезанный конец проволоки вводится в предварительно расширенное входное отверстие и зажимается; чтобы конец вводимой проволоки лучше держался в канале плом­бы, его немного изгибают (Рис.4.2);

- образованный пломбировочной проволокой узел из камеры пломбы  вытягивается, расплетается и пломба снимается; для повторного навешивания отверстие камеры слегка расширяется и в него вводится вновь завязанный по направлению прежних вит­ков узел (Рис.4.3).

В обоих случаях пломба обжимается через мягкие прокладки.

Что касается полиэтиленовых (пластмассовых) пломб, то они обладают рядом недостатков, облегчающих их противоправное вскрытие и повторное навешивание:

- в горячей воде полиэтилен размягчается, и если скру­ченная часть пломбировочной проволоки не была как следует втянута за армировочную скобу (такое встречается в практике довольно часто), то она без особых усилий вытягивается из пломбы;

- полиэтиленовая пломба после сжатия её пломбиратором частично восстанавливает свою первоначальную форму (как бы "пружинит"), что приводит к потере чёткости отображения от­тиска, некоторому расширению входных и выходных отверстий, образованию зазора между витками пломбировочной проволоки и поверхностью камеры, в результате чего могут просматриваться края армировочной скобы, проволока может быть раскручена и пломба снята.

Сорванная пломба может быть навешена вновь путём прос­того скручивания концов проволоки, при этом скрутка помещает­ся в труднодоступном для тщательного осмотра месте.

Необходимо помнить, что только совокупность указанных выше признаков даёт основание сделать вывод, что пломба вскрыта, т.к. некоторые признаки могут образоваться случайно в результате нарушения сотрудниками таможен отправления правил опломбирования или явиться следствием условий транспортиров­ки.

Определение целостности атрибутов таможенного обеспече­ния в виде клейких контрольных лент не вызывает каких-либо трудностей. Необходимо только внимательно осмотреть те места грузовой отправки, где произошло их отклеивание или разрыв, и определить, можно ли, используя эти нарушения - естественные или преднамеренные, извлечь содержимое или его детали из упаковки, как правило, повреждённые липкие ленты несут на сво­ём внутреннем клеевом слое информацию о структуре материала, к которому они приклеивались, и, сравнивая конфигурацию, тол­щину, рельеф, оставшиеся на ленте слои материала (в основном картона, фанеры) с конфигурацией, толщиной и рельефом места повреждения упаковки, можно с достаточной степенью достовернос­ти определить производилось ли отклеивание ленты умышленно или эти места могли быть повреждены при транспортировке.

Металлические контрольные ленты в практике работы тамо­женных органов не применяются.

В отечественной таможенной практике, постепенно находит применения весьма широко используемый за рубежом спо­соб наложения таможенного обеспечения в виде пломб и замков "разового действия". Конструкции одноразовых пломб и замков разового действия очень разнообразны и имеют достаточно мно­го модификаций, но они выполнены на основополагающем принципе неразъёмности соединения их составных частей после постанов­ки - без их полного разрушения. На пластмассовых или металлических частях пломб и замков разового действия заранее в заводских условиях нанесены комбинации символов (букв, цифр), которые и фиксируются в соответствующих таможен­ных и сопроводительных документах на грузовые отправки.

На Рис.4.4 представлен внешний вид контрольной, пластиковой пломбы Эдсил-Н предназначенная для  опломбирования помещений, контейнеров, автомашин, сейфов, распределительных щитов, емкостей и пр.

Пломба состоит из корпуса, представляющего собой замковое устройство затягивающегося типа с шильдиком, и тросика переменного сечения.

Пломба маркируется семизначным цифровым кодом, дополнительно возможно нанесение литерного или графического логотипа.

Для установки пломбы необходимо:

·        совместить проушины запорного устройства;

·        продеть свободный конец тросика через проушины пломбируемого объекта;

·        вставить конец тросика в отверстие корпуса пломбы со стороны маркировки;

·        протягивая тросик через замковое устройство пломбы, максимально затянуть его;

·        проверить правильность установки пломбы - резко потянуть тросик со стороны проушин пломбируемого объекта, пытаясь вытащить его из замкового устройства пломбы. При правильной установке пломбы тросик не должен вытаскиваться.

При проверки необходимо проверить целостность пломбы: соответствие маркировки (номер и логотип) и цвета, равномерность материала и цвета пломбы, соответствие геометрических размеров, равномерность диаметра тросика. Снятие пломбы производится ножницами, кусачками путем перекусывания тросика.

На Рис.4.5. Представлен внешний вид силовой тросовой пломбы «ТРОС» предназначенной для силового опломбирования помещений, контейнеров, автомашин, емкостей и пр.

Пломба состоит из корпуса, представляющего собой замковое устройство затягивающегося типа, и троса одним концом закрепленного в корпусе. Трос - сталь,  замок - сталь, корпус - алюминий или пластик. Маркируется пломба шестизначным цифровым кодом, дополнительно возможно нанесение литерного или графического логотипа.

Для установки пломбы требуется:

·        совместить проушины запорного устройства;

·        продеть свободный конец троса через проушины пломбируемого объекта;

·        вставить конец троса в отверстие корпуса пломбы;

·        протягивая трос через замковое устройство пломбы, максимально затянуть его;

·        проверить правильность установки пломбы - резко потянуть трос со стороны проушин пломбируемого объекта, пытаясь вытащить его из замкового устройства пломбы. При правильной установке пломбы трос не должен вытаскиваться

Идеально подходит для опломбирования грузового автотранспорта ленточная, металлическая пломба Фликлок (Рис.4.6). Надежная пломба для опломбирования помещений, контейнеров, автомашин, складских помещений и пр. Пломба состоит из круглой замковой части с замком защелкивающегося типа, и ленты-поводка одним концом закрепленной в корпусе замка из листовой луженой стали, толщиной 0,24мм.

Для установки необходимо:

·        совместить проушины запорного устройства;

·        продеть свободный конец ленты-поводка через проушины пломбируемого объекта;

·        вставить конец ленты в отверстие корпуса пломбы до щелчка;

·        проверить правильность установки пломбы - резко потянуть за поводок со стороны проушин пломбируемого объекта (или за корпус пломбы), пытаясь вытащить его из корпуса пломбы. При правильной установке пломбы поводок не должен вытаскиваться. 

Для проверки необходимо проверить целостность пломбы: соответствие маркировки (номер и логотип) и цвета, равномерность материала и цвета пломбы, соответствие геометрических размеров. Снятие пломбы производится ножницами, кусачками путем перекусывания ленты-поводка.

На Рис.4.7. представлен внешний вид силовой пломбы Кликер Контейнер Сил – это высоконадежное силовое самозапирающееся устройство болтового типа. Предназначено для запирания и одновременного опломбирования складских помещений, авиационных, железнодорожных и морских контейнеров, автотранспортных средств и других объектов, имеющих диаметр пломбировочных отверстий не менее 10 мм. и не более 20 мм. Подходит ко всем контейнерам стандарта ISO. Активно используется таможенными органами и грузоперевозчиками Америки и Европейских стран. 

Технические характеристики:

·        Силовая пломба состоит: стержень - оцинкованная сталь с покрытием из АВС-пластика; корпус - оцинкованная сталь с покрытием из АВС-пластика.

·        Размеры: общая длина стержня - 85 мм; рабочая длина стержня - 47 мм; диаметр шляпки стержня - 22.5 мм; диаметр стержня - 9.5 мм; диаметр корпуса - 20 мм.

·        Температура использования: от -60С до +80С.

·        Маркировка: шестизначный цифровой код, возможно нанесение логотипа компании.

·        Установка вручную без специальных приспособлений, снятие спомощью специального инструмента - "Болтореза".

·        Усилие разрушения не менее 1500 кгс.

Установка ЗПУ "Контейнер Сил" производится следующим образом. Стержень ЗПУ вставляется сверху вниз в совмещенные отверстия пломбируемых отверстий. Затем на стержень до упора надевается снизу вверх корпус ЗПУ. Одновременно с этим рекомендуется корпус ЗПУ поворачивать по часовой стрелке вокруг оси стержня.

После установки ЗПУ производится проверка надежности замыкания попыткой разомкнуть вручную ЗПУ. При правильном замыкании должен присутствовать свободный ход 2-4 мм корпуса относительно стержня ЗПУ. При этом стержень не должны вытаскиваться (выниматься) из замковой части корпуса ЗПУ. Номер ЗПУ записывается в журнал регистрации.

Конструкция ЗПУ позволяет запирать объекты с соосным (совпадающим) расположением пломбировочных отверстий.

Перед снятием ЗПУ, путем визуального осмотра, необходимо убедиться в отсутствии следов вскрытия или механических повреждений. При этом необходимо обратить внимание на изменение цвета корпуса и стержня, наличие повреждений на пластиковом покрытии стержня и корпуса, отсутствие свободного хода корпуса относительно стержня ЗПУ, топографию размещения и соответствие порядкового номера, логотипа, а так же геометрических характеристик данного ЗПУ.

Снятие ЗПУ "Контейнер Сил" производится с помощью специальных болторезов путем перекусывания стержня ЗПУ.

В случае обнаружения следов вскрытия ЗПУ или признаков его разрушения снятие ЗПУ необходимо производить в присутствии комиссии и составлении коммерческого акта произвольной формы в установленном порядке. При этом снятые с опломбированного объекта ЗПУ упаковываются в конверт вместе с копией коммерческого акта и направляются на экспертное исследование. Тоже необходимо произвести и при факте недостачи груза, ценностей.

Внедрение в практику работы таможенных органов таких вы­соконадёжных и удобных технических средств наложения таможен­ного обеспечения как пломбы и замки разового действия позво­лит обеспечить более высокую степень защиты грузовых упаковок от преступных посягательств, за счёт практически полного отка­за от применения таких уязвимых с точки зрения безопасности атрибутов как свинцовые и пластмассовые пломбы, пломбировочная проволока и сами средства их постановки - пломбираторы.

 

Hosted by uCoz